Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 15 » Сельскохозяйственная выставка в ирландии в хх веке. Ирландия ХХ — Нaционализм
02:55

Сельскохозяйственная выставка в ирландии в хх веке. Ирландия ХХ — Нaционализм





Национализм и политическая жизнь в Ирландии. 1900-1912 год

Национализм и религия

В Ирландии в наш период есть три основных христианских течения – это католицизм, англиканство и пресвитерианство.

Католицизм – религия большинства ирландцев, но именно католики, начиная с XVII века, подвергаются в стране различным притеснениям со стороны протестантов-англичан. К XVIII веку согласно законам, установленным англичанами, католикам в Ирландии нельзя было, например, занимать практически никакие государственные должности, заниматься юриспруденцией, преподавать (даже в школе), служить в армии, получать образование за границей. Были серьезные имущественные ограничения, в частности, сложности с владением землей и получением наследства, а еще «паписты» не имели права занимать места в парламенте – ни ирландском, ни английском – аж до 1829 года. И даже после того, как эмансипация католиков вступила в силу, в северных регионах Ирландии «паписты», особенно священники, продолжали подвергаться гонениям – практически до конца XIX века. Зато в случае перехода из католицизма в англиканство полагались, кроме всех прав и привилегий протестантов, еще и кое-какие льготы для новообращенных. В этом свете часть ирландцев, особенно представители высших классов, в XVII-XVIII веках приняли англиканство, и их можно понять – быть человеком второго сорта не очень приятно.

Но другие ирландцы – большая их часть – отрекаться от родной католической веры и не подумали. Большинство ирландцев, конечно, остались католиками просто потому, что они были бедняки и сельские жители, которых англиканские привилегии никак не касались в силу их сословной принадлежности, и жизнь от смены конфессии легче не стала бы. Меньшая часть католиков осталась таковыми исключительно из принципа. К началу XX века, то есть в наш период, быть католиком и быть ирландцем – это, в представлении многих националистов, одно и то же.

Англиканство, представленное Церковью Ирландии, в прошлые века было «официальной» религией английской колонизации, поддерживаемой английской державой; только в 1869 Церковь Ирландии утратила статус государственной. Протестанты англиканского толка составляют большинство среди ирландской (правильнее будет сказать – англо-ирландской) аристократии и образованной англоговорящей прослойки ирландского общества, хотя в конце XIX – начале XX века многие ирландские патриоты перешли в католичество.

Хотя в целом Церковь Ирландии всегда была рупором и проводником английского владычества, именно англиканские деятели перевели Евангелие на гэльский язык в XVI-XVII веках.

Пресвитерианство – третья важная конфессия в Ирландии. Ее привезли с собой в начале XVII века шотландские колонисты, которые вместе с колонистами английскими заселили часть Ольстера (местных ирландцев ради такого дела изгнали прочь). В XVII-XVIII пресвитериане терпели ровно те же притеснения со стороны государства, что и католики, более того, пресвитерианские браки не считались действительными. Тем не менее, никакой взаимной симпатии между католиками и пресвитерианами не возникло, между Ольстером и прочей Ирландией существует определенный антагонизм, и менее всего ольстерцы согласны с тем, что быть ирландцем – это значит быть католиком.

Кроме религии и культуры, есть еще одно важное различие между Ольстером и прочей Ирландией. Католическая Эйре в целом – аграрная страна. Англиканско-пресвитерианский Ольстер – промышленный край. В этом смысле с ним схожи Дублин, Корк и другие крупные города с развитой индустрией.

Конституционный национализм

В ирландском политическом национализме, «современная» версия которого начинает развиваться, как считается, в конце XVIII века, всегда было два глобальных течения: революционный национализм и национализм конституционный. Разница между этими двумя течениями заключалась в следующем: приверженцы революции считали, что никогда в жизни Англия не даст Ирландии свободу, а значит, добиться независимости можно только одним способом: подняв восстание, с оружием в руках. Те же, кто шел конституционным путем, полагали, что независимости или автономии можно достичь постепенно, продвигая соответствующие законы в парламенте и не устраивая кровопролития.

В 1912 году поддержкой в обществе пользуется в основном национализм конституционный (но скоро, очень скоро все стремительно переменится).

Самая главная политическая сила в конституционном течении сейчас – это Ирландская парламентская партия (IPP), иначе называемая парнеллитами (по имени покойного Чарльза Парнелла, основателя партии), а первый человек в ней и популярнейший в Ирландии политик – Джон Редмонд (John Redmond). Парнеллиты продвигают гомруль в английском парламенте на протяжении последних тридцати лет; уже дважды предлагался Билль о гомруле, но всякий раз его заворачивала палата лордов. В 1910 году на общих выборах места в парламенте поровну распределились между либералами и консерваторами, и Джон Редмонд пообещал содействие Ирландской партии той фракции, которая поддержит Билль. И в апреле текущего 1912 года английский премьер-министр Герберт Генри Асквит, либерал, выдвигает третий проект Билля о гомруле. В этот раз шансы на успех велики как никогда – дело в том, что с 1910 года право палаты лордов налагать вето на решения палаты общин ограничено двухлетним сроком, а палата общин Билль, скорее всего, примет. По всему выходит, что автономия Ирландии станет реальностью не позднее 1914.

С Ирландской парламентской партией тесно связано тайное общество под названием Древний орден гибернийцев (Ancient Order of Hibernians, AOH) [примечание: Гиберния – это старинное латинское название Ирландии]. AOH был основан в конце 18 века для противостояния протестантизму аристократами-католиками. Нынешний грандмейстер Ордена – Джон Делвин, видный деятель ИПП, а члены Ордена по совместительству являются и членами ИПП. Основное занятие Ордена – продвижение католичества как религии национальной самоидентификации ирландцев в противовес протестантизму. Что касается методов Ордена, то они далеко не всегда мирные: у AOH имеются собственные отряды бойцов с дубинками – выходцев из католического простонародья.

Национализму и гомрулю противостоит юнионизм (или унионизм) – политическое течение, приверженцы которого ратуют за сохранение унии с Англией и против возобновления ирландского парламента. Часть юнионистов опасается, что автономия Ирландии означает правление «фермеров», в результате которого промышленность придет в упадок, а Ирландия окажется отброшена назад в смысле прогресса. Другие – в основном крупные землевладельцы – переживают о возможном ущемлении своих прав, потому что национализм парнеллитов тесно связан с деятельностью Земельной лиги, усилиями которой уже приняли несколько невыгодных для лендлордов законов (см. текст об Ирландии в 19 веке). Наконец, многие боятся, что гомруль на деле будет «ромрулем» – «правлением Рима», то есть триумфом «папистов» и началом притеснения протестантов в Ирландии. И опасения эти небеспочвенны: среди националистов немало протестантов, но слишком многие связывают национализм с католицизмом.

Самая активная на данный момент партия противников гомруля – это Ольстерская юнионистская партия, основанная в 1905 году, хотя и до этого в Ирландии действовали политические организации юнионистов. Юнионизм, что логично, встречает наибольшую поддержку в Ольстере (не самом большом, но самом густонаселенном регионе Ирландии) и в таких крупных индустриальных городах, как Дублин и Корк – столица «нашего» графства (впрочем, в тех же Дублине и Корке немало и националистов). Глава ирландских юнионистов с 1910 года – сэр Эдвард Карсон (Edward Carson), дублинец шотландского происхождения, известный и популярный юрист и судья.

Ольстерская юнионистская партия связана с Орденом оранжистов (Orange Order), или Оранжевым орденом – старинным объединением протестантской знати Ирландии. Цель оранжистов – защита и продвижение протестантизма в противовес католичеству. Орден оранжистов противостоит «зеленому» Ордену гибернийцев (зеленый – традиционный цвет ирландских католиков).

Оживленные дебаты о «скором гомруле» ведутся с 1910 года (именно тогда премьер-министр Асквит начал делать в прессе соответствующие заявления, поначалу довольно туманные), а после апрельского проекта Билля страсти накалились до предела. Начался так называемый Ольстерский кризис: представители юнионистов в парламенте требуют, чтобы на графства Ольстера гомруль не распространялся, а сторонники гомруля заявляют, что никаких уступок Ольстеру не будет, он разделит судьбу всей Ирландии, и никак иначе. В ответ на это Карсон в одной из речей совершенно открыто заявил, что в случае принятия гомруля «протестантская провинция Ольстер будет готова дать отпор».

Примирить протестантов и «индустриалистов» с гомрулем и заодно избавить политику Ирландии от конфессиональной розни пытается партия под названием Лига «Все за Ирландию» (All-for-Ireland League, AFIL), основанная в 1909 году Уильямом О’Брайеном (William O’Brien). Цель Лиги определялась как «три С»: Conference – конференция, Conciliation – примирение и Consent – согласие. Эта партия пользовалось особенной популярностью в графстве Корк – «нашем» графстве – которое, с одной стороны, находится на западе и потому по определению «гэльское», аграрное и католическое, а с другой – имеет промышленные города, населенные англоговорящими протестантами. Именно избиратели Корка позволили восьми «обрайенитам» пройти в парламент в 1910 году.

Сам О’Брайен жестко осуждает сеющие межконфессиональную рознь «тайные ордена»; он был активным членом Земельной Лиги и способствовал продвижению земельных актов, благодаря которым фермеры могли выкупать землю у лендлордов, за что подвнргся нападкам одновременно от Джона Редмонда из ИПП и от Майкла Девитта (Michael Davitt), другого известного деятеля Земельной лиги и организатора самых «воинственных» ее акций. Редмонд нападал на О’Брайена в основном за то, что тот продвинул земельные акты прежде гомруля – то есть несвоевременно; Девитт же был недоволен еще и тем, что фермерам позволили лишь покупать землю, а не попросту конфисковали ее у лендлордов.

Политический юнионизм не следует путать с тред-юнионизмом – движением рабочих за профсоюзы. Ирландский конгресс тред-юнионов был создан в 1894 году и поначалу принимал только квалифицированных рабочих протестантского вероисповедания. С 1907 года социалист Джеймс Ларкин (James Larkin) по прозвищу Большой Джим, лидер Национального союза докеров в Белфасте, продвигает Организацию ирландского рабочего движения, в которой нет разделения по конфессиональному или профессиональному признаку. Он начал на севере, но в 1908 году переехал на юг и занялся организаторской деятельностью здесь, в частности, поднял забастовку в Корке, потратив на это деньги профсоюза, что было строжайше запрещено. За это в 1910 году он был осужден на год тюрьмы, но приговор вызвал такое широкое возмущение общественности, что через три месяца Большого Джима освободили. В 1912 году Ларкин и еще один видный ирландский социалист и националист Джеймс Конноли (James Connolly) основали Ирландскую лейбористскую партию.

Представляя интересы не «фермеров», но рабочих – в том числе ольстерцев – ирландские лейбористы, тем не менее, поддерживают проект гомруля 1912 года.

Революционный национализм

Революционный национализм в Ирландии корнями уходит к Восстанию 1798 года и Восстанию фениев в 1867 году. Его сторонники придерживаются мнения, что Ирландия должна быть не автономией в рамках Британской Империи, а независимой республикой, что добиться свободы можно только с оружием в руках и что приверженцы гомруля тратят время на полумеры, от которых толку мало. Другое название этого течения – ирландский республиканизм. К 1912 году революционное направление национализма в Ирландии представлено несколькими партиями и организациями разной степени легальности.

Приведенная ниже информация в 1912 году была общедоступной только частично, но для лучшего понимания картины я не буду разделять тайное и явное (тем более что сказать, где тайное, а где явное, довольно трудно).

Старейшая из действующих организаций – ИРБ, Ирландское республиканское братство (Irish Republican Brotherhood), тайное общество с системой филиалов/ячеек по всей Ирландии. Именно ИРБ в 1867 подняло Восстание фениев. В 1883 году отколовшаяся от ИРБ особо радикальная организация «Непобедимые» совершила теракт в Феникс-парке (Дублин), когда двое активистов организации закололи лорда Кавендиша, нового английского министра по делам Ирландии, и его помощника Томаса Бёрка. У этого деяния было три главных следствия: общество осудило республиканцев за их кровавые методы; Чарльз Парнелл как умеренный националист, осудивший теракт, обрел огромную популярность; перспективы гомруля на ближайшие годы оказались похоронены, хотя Парнелл и пытался продвигать этот проект в парламенте.

К началу 20 века деятельность ИРБ угасла, а сама организация была настолько же обширной, насколько и неактивной, однако в 1905 году двое молодых ольстерцев – Балмер Гобсон (Bulmer Hobson) и Денис МакКуллох (Denis MacCullogh) – инициировали Данганнон Клабс (Dungannon clubs). Целью этих «клубов» было поощрять молодых людей не вступать в британскую армию (Британия тогда участвовала в Русско-Японской войне), а вступать в ИРБ, чтобы с оружием в руках бороться за свободу своей страны. Начинания Гобсона и МакКуллоха поддержал Том Кларк (Tom Clarke)), фений-ветеран, который пятнадцать лет провел в тюрьме, а потом несколько лет жил в США и вернулся оттуда с заданием от американской части фениев реорганизовать умирающее ИРБ. Реорганизация с привлечением «свежей крови» прошла успешно: ИРБ под началом новых лидеров вновь активизировалось и развернуло обширную, хоть и тайную деятельность.

С Ирландской парламентской партией ИРБ не было согласно не только в политических вопросах, но и в вопросах религиозных – если первые поддерживали начинания Ордена гибернийцев, то ИРБ тяготели скорее к «светскому» национализму. Впрочем, влияние католицизма и в этой партии было довольно сильным.

В 1900 году по инициативе журналиста Артура Гриффита (Arthur Griffith) была создана организация под названием Общество гэлов (Cumann na nGaedheal, другой вариант перевода – Ирландский Совет) – объединение разрозненных до того групп националистически настроенных интеллектуалов. Затем в 1903 году Гриффит совместно с актрисой и революционеркой Мод Гонн (Maud Gonne) и еще несколькими активистами основали Национальный Совет, изначальной целью которого было собрать подписи с целью не допустить чествования короля Эдуарда 7 Дублинским городским советом.

В 1905 Гриффит перевел работу Национального Совета на новый уровень, открыв филиалы по всей стране. Целью новой организации было установление дуалистического государства с Англией по принципу Австро-Венгрии. Согласно этому замыслу, Ирландия должна была получить право не только на самоуправление, но и на ведение собственной внешней политики, чего не предусматривал гомруль. Новая политика получила название шинн фейн (Sinn Fin, «Мы сами»). Методом борьбы за эту цель было бойкотирование парламентских выборов путем абстенционизма: выдвижение и поддержка своих кандидатов на выборы, которые в случае победы будут отказываться от своих мест в английском парламенте, таким образом саботируя его работу. К 1907 году Национальный Совет Гриффита сблизился с Данганнон Клабс, и две организации объединились, сформировав Лигу Шинн Фейн. Увы, после первоначального всплеска ликования и активности в определенных кругах стало ясно, что особой поддержки населения новая партия не добилась. Немало первоначальных участников партии быстро в ней разочаровались, и к 1912 году на политической арене Шинн Фейн выглядит довольно жалко – особенно по сравнению с популярнейшей партией парнеллитов (опять-таки, очень скоро все изменится, но именно сейчас картина не слишком радужная).

Молодежные организации патриотического толка представлены в Ирландии начала ХХ века Воинами Ирландии – Na Fianna ireann, «лигой хёрлинга для мальчиков и девочек», этаким вариантом гэльских скаутов с национальным воспитанием, тренировками, походами и песнями. Основали Воинов Ирландии в 1903 году лидер ИРБ Балмер Хобсон и графиня Констанс Маркевич (Constance Markievicz). Когда образовалась Лига Шинн Фейн, руководители Воинов Ирландии все стали ее членами, так что в какой-то мере Фианна Эйреанн была «комсомолом» для Шинн Фейн.

Нужно еще добавить, что ирландский политический национализм практически во всех проявлениях имел широчайшую поддержку в среде ирландской диаспоры в США; большая часть ирландских организаций имела там свои филиалы или родственные организации, а американские ирландцы нередко снабжали революционеров на старой родине деньгами и идеями.

Культурный национализм: «Лучше плохой ирландский, чем хороший английский»

До 1870-х годов гэльский язык был запрещен в Ирландии к использованию на письме и в присутственных местах. Ирландские политические деятели, радевшие за родную страну, полагали, что ничего дурного в умирании гэльского языка нет, потому что это наречие отсталых и темных людей, который только тянет Ирландию назад. «Истинно ирландская» католическая церковь думала так же, и запрет на ирландскую речь в католических школах держался вплоть до 1890-х годов. Интерес к гэльскому языку в середине XIX века испытывали, кроме собственно его носителей в повседневной жизни – простых ирландцев, лишь некоторые интеллектуалы, и то на волне «кельтомании», охватившей тогда всю Европу и особенно Британию.

Впрочем, к 1880-м годам «эксцентричный интерес» уже разделяло достаточно людей, чтобы начало действовать Общество по сохранению гэльского языка. В 1891 году вышла знаменитейшая работа католического священника отца Педара О’Лири (Peadar Ua Laoghaire) Sadna («Шенна») – литературное переложение слышанных им в юности легенд ирландских сказителей-шанахи о молодом портном Шенне и его сделке с Темным Человеком. Сюжет книги с его фольклорной основой перекликался с сюжетом «Фауста», а сама она была написана на мунстерском диалекте – одном из многочисленных вариантов гэльского языка. На долгие годы язык «Шенны» сделался своеобразным стандартом «живого» гэльского литературного языка (поскольку исторический литературный стандарт, который в многодиалектной Ирландии поддерживала в старину бардическая традиция, после Голода потерял актуальность).

В 1893 году группа, состоявшая из историка и одного из первых ирландистов Оуэна МакНилла (Eoin MacNeill), фольклориста и тоже одного из первых ирландистов Дугласа Хайда (Douglas Hyde), поэта Уильяма Батлера Йейтса (William Butler Yeats), собирательницы фольклора Огасты Грегори (Augusta Gregory) и еще нескольких примечательных личностей, основала Гэльскую лигу – культурно-просветительскую организацию, целью которой было сохранение и преумножение гэльского наследия, в первую очередь гэльского языка, но также и танцев и фольклорных традиций. Лига впервые начала выпускать литературу и газеты на ирландском языке, основала «ирландские» школы, специальные танцевальные курсы. Первая газета Лиги называлась An Claidheamh Soluis («Меч света»).

Гэльская лига к 1912 году – достаточно неоднозначная организация, которую можно условно разделить на несколько группировок.

Первая из таких группировок – это «костяк» Лиги, яркими представителями которого являются Оуэн МакНилл и Дуглас Хайд. Оба придерживаются изначально выбранной линии «де-англизации Ирландии»: изучения кельтской старины, соединенной с последовательными усилиями по возрождению гэльского языка и ирландских традиций в обществе. Хайд, к примеру, собирает и публикует сохранившиеся в устной традиции ирландские песни и истории, фиксируя таким образом еще живой язык. И Хайд, и МакНилл ведут обширную общественную деятельность, связанную с популяризацией языка, танцев, спорта, традиционных праздников. Они не чужды политики, хотя сама Лига – организация подчеркнуто аполитичная, и активно сотрудничают со многими деятелями и организациями республиканского толка.

«Умеренно-либеральное» крыло Лиги представляет «группа Театра Эбби» (Abby Theatre): У.Б.Йейтс, леди Грегори и поэт Джордж Рассел (George William Russell, известный также как ). «Умеренные» деятели Лиги воспевают некую идеализированную кельтскую старину, «кельтские сумерки», и в целом достаточно далеки от реальных проблем народа, несмотря на всю симпатию к нему. Это люди англо-ирландского происхождения и англиканского вероисповедания, которые в повседневной жизни пользуются английским языком и пишут в основном тоже на английском, чем снискали в свой адрес немало критики и презрения со стороны более радикально настроенных интеллектуалов-националистов.

В 1904 году Йейтс и леди Грегори основывают в Дублине «ирландский» Театр Эбби, в котором ставятся пьесы, написанные ирландцами и для ирландцев – правда, преимущественно на английском языке. Репертуар театра в основном возвышенно-патриотический, и поставленная в 1907 году пьеса Джона Миллигана Синга (John Milligan Synge) «Удалой молодец – гордость Запада» (в оригинале звучит как The Playboy of the Western World, но «официальный» перевод на русский именно такой) вызывает бурю негодования со стороны националистов за «насмешку над добродетелью ирландских женщин».

Наконец, в Лиге есть свои радикалы-революционеры. Несмотря на заявленную аполитичность Лиги, многие ее члены активно участвуют в политической жизни страны и вынашивают республиканские идеи. Но особенно сильны революционные настроения в среде «второго поколения», младших членов Лиги, среди которых – поэты Томас МакДонах (Thomas MacDonagh), Патрик Пирс (Patrick Pearse), Джозеф Мэри Планкетт (Joseph Mary Plunkett) и другие.

Так, Патрик Пирс не только сам говорит и пишет на гэльском, но и вместе с МакДонахом и своим братом Уильямом в 1908 году основал Школу Святого Энды (Scoil anna) для мальчиков, где упор делается на патриотическом воспитании, а многие предметы преподаются на гэльском языке. Немалое число патриотически-настроенных интеллектуалов отправили в Школу своих сыновей. С подачи Пирса была также открыта Школа Святой Иты – аналогичное заведение для девочек.

Ирландия ХХ. Хронология.

1901 – в Лондоне умирает королева Виктория. Королем становится Эдуард VII. Националист Томас О’Донелл начинает произносить речь в парламенте на гэльском; ему запрещают это делать. Перепись населения Ирландии показывает, что в стране живет 4,5 млн человек, из них только каждый четвертый – англиканин или пресвитерианин, а прочие – католики.

1902 – в Корке проходит Международная выставка. Первая постановка англоязычной революционно-патриотической пьесы У.Б.Йейтса «Кэтлин Ни Улиэн»; леди Грегори издает англоязычный сборник ирландских легенд «Кухулин из Муиртемне». В конце года в Дублине начинается Земельная конференция, созванная по инициативе Уильяма О’Брайена.

1903 – в результате Земельной конференции принята новая схема выкупа земли у лендлордов арендаторами, которая обещает положить конец земельным конфликтам. Эта схема законодательно закрепляется Актом Уиндхема, который, однако, вызывает бурное негодование у националистов, так как предлагает слишком выгодные условия для лендлордов. Объявлен официальный визит Эдуарда VII в Ирландию; Мод Гонн и Артур Гриффит собирают подписи против этого визита. День Св.Патрика объявляют национальным праздником в рамках продвижения трезвенности.

1904 — Эдуард VII с супругой все-таки приезжают в Ирландию. Артур Гриффит публикует статью «Возрождение Венгрии» (The Resurrection of Hungary), где очерчивает идеи, которые в будущем станут основой «шинн фейн». Гэльская книга «Шенна» отца О’Лири впервые выходит отдельным томом. У.Б.Йейтс отказывает Бернарду Шоу в постановке острополитической комедии «Другой остров Джона Буля» в Театре Эбби, и Шоу ставит пьесу об Ирландии в Лондоне. В Лимерике происходит еврейский погром.

1905 – Почта Ирландии отказывается отправлять письма и посылками с гэльскими адресами, что становится поводом для дебатов в парламенте. Основана Шинн Фейн.

1906 – Католическая церковь заворачивает проект о совместном образовании для мужчин и женщин в Тринити-колледже, Дублин. В Голуэе женщине – Эллис Перри – впервые выдан университетский диплом в области строительной инженерии. Умер Майкл Дэвитт, активист Земельной лиги, организатор бойкотов и вооруженных столкновений с лендлордами. На внеочередных Олимпийских играх в Афинах ирландец Питер О’Коннор, золотой и серебряный призер в нескольких видах спорта, в знак протеста против причисления к британской команде поднимает националистический стяг Erin go bragh – зеленый флаг с золотой арфой.

1907 – в Белфасте проходит масштабная забастовка докеров. Премьера пьесы Дж.Синга «Удалой молодец – гордость Запада» вызывает недельные протесты в Дублине. Лига Шинн Фейн проводит демонстрацию во время заседания Ирландской парламентской партии, прерывая ее работу. В рамках очередного Акта о торговле спиртным все пабы в Ирландии по воскресеньям теперь могут быть открыты только с двух до пяти. Ирландский клуб автомобилистов открывает в Дублине автовыставку. Из Дублинского замка дерзко и необъяснимо похищены ирландские королевские драгоценности.

1908 – в Дублине основан Ирландский национальный университет. Патрик Пирс открывает школу Святого Энды. Джеймс Ларкин основывает Ирландский союз транспорта и рабочих. Создана Ирландская женская лига избирательного права – организация ирландских суфражисток.

1909 – Гарри Фергюсон, первый ирландский авиатор, совершает полет на собственноручно построенном аппарате. Умирает драматург Дж.Синг. Писатель Джеймс Джойс открывает в Дублине кинотеатр «Вольта Синематограф».

1910 – общие выборы, в результате которых баланс в парламенте оказывает в руках ИПП, и Джон Редмонд ставит премьер-министру Асквиту условие о гомруле. Лилиан Бленд становится первой женщиной-авиатором Ирландии и совершает полет на собственноручно построенном биплане. Американская кинокомпания начинает съемки фильма в Ирландии. Умирает Эдуард VII.

1911 – королем становит Георг V, а в Дублине Шинн Фейн официально осуждает участие ирландцев в каких-либо торжествах по этому поводу. Парламентом принят Акт, согласно которому вето палаты лордов на решения палаты общин ограничивается двухлетним сроком. В Белфасте 70 000 юнионистов и оранжистов проводят марш против гомруля, и в том же городе на воду спущен «Титаник».

1912:

11 апреля – Герберт Генри Асквит предлагает третий проект Билля о гомруле.

12 апреля – Шинн Фейн заявляют протест против гомруля.

14 апреля – крушение «Титаника».

9 мая – Билль о гомруле принят вторым чтением в палате общин. Требования поправок со стороны юнионистов отклонены.

10 мая – юнионисты заявляют, что будут противостоять гомрулю.

1 июля – на востоке Ирландии вспыхивает эпидемия ящура. В июле же премьер-министр Асквит отправляется в Дублин и произносит речь, в которой критикует политику юнионистов.

27 июля – Бонар Лоу, лидер Консервативной партии Англии, заявляет о готовности поддержать вооруженные выступления юнионистов против гомруля.

Кроме того, в 1912 году социалисты Джеймс Ларкин, Джеймс Конноли и Уильям Х. O’Брайен (НЕ ТОТ, который создал Лигу «Все-за-Ирландию») основывают Лейбористскую партию Ирландии, которая заявляет поддержку гомруля.

Большая благодарность Лютик за подготовленный текст



Источник: eriu1912.wordpress.com
Просмотров: 1383 | Добавил: sakins | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz