Польская культура характеризуется тысячелетней приверженностью Римско-католической церкви и многовековой близостью к западноевропейской культурной традиции. Франция, в меньшей степени Италия, Германия и Россия, оказывали заметное влияние на культурное развитие Польши.
Со 2-й половины 11 в. утверждается романский стиль.
Редким произведениям скульптуры присуща мягкая обобщенность форм (тимпан портала костёла Девы Марии "на песке" во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, 2-я половина 12 в.).
Живописи 12-13 вв. (фрески костёлов в Туме и Червиньске) присущи плоскостность контурных изображений, локальность расцветки.
В 14-15 вв. укрепление феодальной монархии в Польше способствовало расцвету городской культуры.
В изобразительном искусстве усиливается реалистическое начало. На готических надгробиях королей появляются наивно-выразительные фигуры "плакальщиков"; схематичные фигуры умерших приобретают индивидуальные черты. Деревянная скульптура, проникнутая наивно-поэтическим народным мировосприятием, в начале 15 в. отражает воздействие "мягкого стиля" готики. В главных произведениях готической скульптуры - алтаре костёла Девы Марии в Кракове (1477-89, скульптор Вит Стош) - реалистические устремления поздней готики сочетаются с веяниями Возрождения. Живопись 14-15 вв. отражает контакты с чешским, нидерландским, древнерусским искусством (росписи капеллы замка в Люблине, 1418). В стенных росписях 14-15 вв. утончённость линейного ритма сочетается с введением пейзажных и жанровых мотивов (росписи костёлов в Неполомице, 1360-70, Ленде, 1370), праздничной орнаментацией (росписи костёла в Дембно, около 1500). Алтарной живописи 15 в. при декоративной плоскостности изображений свойственно стремление к передаче характеров, национальных типов, жизненных ситуаций. Со 2-й половины 15 в., отчасти под нидерландским воздействием, возникает интерес к передаче пространства и объёма. Но сохраняется и любовь к декоративному узорочью (триптих с "Успением Богоматери", около 1508, Марцин Чёрный).
В конце 15 - начале 16 вв. с распространением гуманизма и реформационных учений в Польше складывается культура Возрождения.
В изобразительном искусстве нарастает светское начало (живописные фризы в залах замка на Вавеле в Кракове с изображением турниров и дворцовых празднеств). Развивается батальная и портретная живопись (торжественно-статичные, плоскостные портреты М. Кобера). В начале 16 в. переживает расцвет миниатюра (миниатюры из "Кодекса Бальтазара Бехема" со сценами жизни различных городских сословий; портреты в генеалогической книге семьи Шидловецких, до 1530, мастер Станислав Самостшельник). Ренессансным скульптурными надгробиям при ордерном обрамлении свойственна схематичность трактовки фигур. В конце 16 - начале 17 вв. в них усиливается маньеристический декоративизм (С. Гуччи, Ян Михалович из Ужендова). В алтарной живописи наивно-реалистические черты сочетаются с воздействием искусства венецианского Позднего Возрождения (Т. Долабелла).
С наступлением феодально-католической реакции (начало 17 в.) в портретной, батальной и отчасти алтарной живописи сосуществовали барочные и наивно-реалистические черты (алтарные картины К. Богушевского, портреты Я. Третко). Бытовавшие в мелкошляхетской среде парадные портреты отличались декоративностью, плоскостностью и острой жизненной непосредственностью изображений. Во фресковой живописи с конца 17 в. использовались иллюзионистические приёмы итальянского барокко. В середине 18 в. в алтарных картинах Ш. Чеховича проявились классицистические тенденции. Портретная гравюра 17-18 вв. отражала воздействие искусства Нидерландов (Е. Фальк).
На развитие искусства с конца 18 в. влияло просветительство, антифеодальная и национально-освободительная борьба польского народа.
При королевском дворе в Варшаве в последней трети 18 в. главную роль играли иностранные художники (живописец М. Баччарелли, скульптор А. Лебрен, портретисты И. Б. Лампи и И. Грасси). Документальные виды Варшавы и её окрестностей создавал Б. Беллотто.
Придворному искусству противостояли художники, пытавшиеся отразить гражданственно-патриотические настроения эпохи (исторические композиции Ф. Смуглевича, М. Стаховича). Зарождение демократического бытового жанра связано с творчеством Я. П. Норблина (оставившего живые зарисовки жизни Польши, в т. ч, восстания 1794) и его последователей М. Плоньского и А. Орловского.
Предромантические веяния проявились в портретах К. Войняковского.
В 1-й трети 19 в. господствующим направлением был академический классицизм. Выделялись портреты А. Бродовского, которым были свойственны отдельные романтические черты. Получил развитие и бытовой жанр (сцены городской жизни Ф. Пиварского и Ф. Пенчарского).
В 1840-50-е гг. утверждается романтизм, проникнутый национально-демократическими тенденциями (полные динамики и экспрессии батальные сцены и гуманистические крестьянские портреты П. Михаловского; портреты Х. Родаковского).
С середины 19 в. получает развитие историческая живопись, которая достигает вершины в 1860-80-е гг. в творчестве Я. Матейко. Национально-гражданственный пафос, драматическую выразительность, реалистическую убедительность образов сочетаются в его многофигурных композициях с нарядной звучностью красочной гаммы.
В циклах рисунков А. Гротгера черты патриотической романтики и реализма сосуществуют с академическими тенденциями.
В 1860-х гг. распространяется демократическая пейзажная и жанровая живопись, проникнутая социально-критическими тенденциями (картины на темы народной жизни Ф. Костшевского, А. Котсиса; близкие к живописи барбизонской школы национальные пейзажи Ю. Шерментовского, В. Герсона).
Тенденции демократического реализма достигают вершины в 1870-80-е гг. (картины на темы восстания 1863-64 М. Герымского, композиции на темы городской жизни А. Герымского, поэтически-обобщенные сцены крестьянской жизни Ю. Хелмоньского).
В батальной живописи романтизм Ю. Коссака сменяется бытовизмом Ю. Брандта.
С конца 1880-х гг. возникают тенденции натурализма и салонного академизма, порой отмеченные фольклорно-символическими чертами (Х. Семирадский, М. Котарбиньский, В. Прушковский).
На рубеже 19-20 вв. в период "Молодой Польши" распространяются импрессионизм (портреты Ю. Панкевича, О. Бознаньской, пейзажи Я. Станиславского, Ю. Фалата, жанрово-пейзажные композиции со сценами крестьянского труда Л. Вычулковского) и стиль "модерн".
Искусству польского "модерна" ("сецессии") наряду с безудержной декоративной фантазией, а иногда и чертами салонности (портреты и витражи Ю. Мехоффера) были свойственны национально-демократические устремления и тенденции символизма (картины Я. Мальчевского на темы жизни ссыльных польских повстанцев, витражи, портреты, пейзажи С. Выспяньского, Ф. Рущица, жанровые сцены В. Войткевича). Социально-реалистические тенденции проявились в гравюрах А. Каменьского, картинах С. Ленца.
Переживает новый подъём графика (офорты и литографии Л. Вычулковского, архитектурные рисунки С. Ноаковского, книжное оформление С. Выспяньского, плакаты Ю. Мехоффера, К. Фрыча).
В скульптуре реализм и стиль "модерн" сосуществовали с импрессионизмом (В. Шимановский, К. Лящка, К. Дуниковский). После периода упадка и эклектики на рубеже 19-20 вв. возникают попытки обновления декоративно-прикладного искусства, возрождения народных промыслов (керамика, мебель, килимы С. Выспяньского, К. Тихы, Я. Щепковского).
После образования буржуазного польского государства (1918) развитие искусства протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством.
В изобразительном искусстве проявились воздействия кубизма и экспрессионизма (живопись и скульптура З. Пронашко, Т. Чижевского). Использование традиций народного искусства нередко сочеталось с модернистической стилизацией (живопись Л. Стрыеньской). Демократическую линию в "фольклорном" направлении представляли гравюры В. Скочиляса, отчасти исходившие от лубка и отличавшиеся ясностью композиционного ритма, тонкой декоративностью. Творчество Скочиляса оказало влияние на формирование польской графической школы 20 в. (Б. Краснодембска-Гардовска, Т. Цесьлевский-сын, С. Остоя-Хростовский, Т. Кулисевич).
Демократические устремления в живописи воплощали Т. Маковский, своеобразно претворявший некоторые приёмы кубизма и примитивизма, а также Ф. Коварский, тяготевший к драматизму и неоклассической обобщенности изображений.
В творчестве "колористов" (Я. Цибис, Х. Рудзка-Цибисова, А. Нахт-Самборский, З. Валишевский) и близких к ним живописцев (Э. Эйбиш) получили оригинальное воплощение приёмы постимпрессионизма.
Авангардистские устремления проявились в работах скульпторов К. Кобро, Х. Вициньского, живописца В. Стшеминьского и др.
В 1930-е гг. усилились социально-критические тенденции. Социальный протест выражали в отвлеченно-экспрессивных формах живописцы М. Ярема. И. Стерн, Т. Кантор. Художники Х. Краевская, Ю. Краевский, Ф. Бартошек обращались к приёмам прогрессивной немецкой графики. Бесчеловечность и лицемерие буржуазного мира разоблачали сатирические рисунки Б. Линке.
В скульптуре стилизация в духе народного творчества (Я. Щепковский) сосуществовала с неоклассическими тенденциями (статуи и памятники В. Виттига, Х. Куны, А. Замойского). Крупнейший польский скульптор К. Дуниковский, творчески претворяя отдельные приёмы кубизма и экспрессионизма, создал собственный стиль, для которого характерны внутренняя значительность образов, конструктивная строгость форм. Получили распространение рекламная графика и плакат (В. Ястшембовский, Т. Гроновский, Э. Бартломейчик).
В период 2-й мировой войны 1939-45 многие населенные пункты Польши были разрушены фашистами, памятники культуры уничтожены.
В становлении изобразительного искусства народной Польши важную роль сыграли крупнейшие мастера старшего поколения (монументы К. Дуниковского, композиции на историко-революционные темы Ф. Коварского, В. Вейса).
В начале 1950-х гг. к темам социалистического строительства и революционной борьбы обращаются живописцы Ю. Краевский, Х. Краевская, А. Струмилло, А. Кобздей, скульпторы С. Горно-Поплавский, Е. Ярнушкевич.
Гуманистические традиции получают новое развитие в скульптурных портретах (К. Дуниковский, А. Карны, Я. Пушет), станковой графике и плакате, отличающихся гражданственностью образов, многообразием художественных приёмов (графические циклы Т. Кулисевича, плакаты Т. Гроновского, Т. Трепковского, Х. Томашевского). Традиции "колоризма" сохраняются в работах живописцев Я. Цибиса, А. Нахт-Самборского, Х. Рудзкой-Цибисовой, Э. Эйбиша, Ю. Студницкого.
Изысканно декоративные живописные композиции создают В. Таранчевский, А. Марчиньский и др. Приёмам фовизма, кубизма и экспрессионизма продолжают следовать живописцы Т. Бжозовский, Т. Кантор, И. Стерн, Х. Стажевский. С середины 1950-х гг. на первый план выступают самодовлеющие пластические искания. Распространяются абстрактное искусство, экспрессионизм (А. Кобздей, Я. Лебенштейн), сюрреализм (Е. Тхужевский, Т. Бжозовский), а с конца 1960-х гг.- "оп-арт", "поп-арт" и др. неоавангардистские течения.
Библиография:
- Польский портрет [Текст] : из собраний музеев Польской Народной Республики : каталог выставки. - М. : Сов. художник, 1976. – 66 с. : ил.
- Свирида, И. И. Польская художественная жизнь конца XVIII – первой трети XIX века [Текст] / И. И. Свирида ; АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики. - М. : Наука, 1978. - 268, [1] c., [4] л. ил. : ил.
- Уразова, Л. Н. Польские художники-реалисты [Текст] : творчество «Группы реалистов» / Л. Н. Уразова. - М. : Изобразит. искусство, 1979. - 238 с. : ил.
- Шедевры польской живописи, XIX – начало XX века [Текст] : (из собраний польских музеев) : [каталог выставки / вступ. ст. К. Срочиньской]. - М. : Сов. художник, 1974. – 98 с. : ил.