«В 1913 году, по случаю 300-летия Дома Романовых, парфюмер Анри
Брокар решает преподнести в подарок княгине Марии Александровне, матери
императора Николая II, свое новое парфюмерное творение. Духи настолько
понравились княгине, что тут же получили название «Любимый букет
императрицы» Мы знаем их как «Красную Москву».
В начале было мыло
Генрих Брокар появился в Москве в 1861 г. Не углубляясь в детали:
несколько лет он работал по найму на одной из парфюмерных фабрик.
Продал личное ноу-хау, добыл начальный капитал. Арендовал конюшню и
почти без помощников и оборудования начал варить мыло.
Одни пишут, что «Продукция молодой фирмы сразу завоевала признание у
российского потребителя, а многие россияне потом признавались, что
«читать учились по Брокару»» — это о его «Детском» мыле.
Другие — что «молодожены открыли мыловарню, и Генрих вместе с двумя
работниками начинает варить мыло. Но как ни старался новоиспеченный
парфюмер, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла 2—3 рубля».
Считается, что «Детское» мыло с вытисненными буквами появилось первым.
Но настоящую известность и ощутимый доход принесло «Народное» по
копейке за кусок. Успешным или нет был старт, в итоге дешевое мыло
принесло большой капитал, и маленькая мыловарня смогла вырасти в одно
из крупнейших парфюмерно-косметических предприятий России. Настолько
крупное, что оно оказалось в состоянии дожить до наших дней.
Гений пиара
Одни пишут, что «рекламные ходы Брокара всегда были безошибочными…»
Другие
— что «Генрих Афанасьевич с раннего утра работает в лаборатории — он
великолепный парфюмер, но не коммерсант. Коммерческие задачи решает его
жена Шарлотта».
Кто был в семье маркетологом? Кто бы ни был, рекламные ходы были и вправду очень эффективными в денежном выражении.
Так, Брокары придумали объединять продукты в «линию»: были выпущены
наборы «Слава», включавшие 10 предметов парфюмерии от духов до помады —
«все в миниатюрном размере, в изящной упаковке». Стоил этот набор всего
1 рубль — угадайте, какой был спрос?
Не гнушались Брокары и «черным пиаром». Так, однажды свои духи они
разлили в пузырьки известной французской фирмы «Любэн», а те перелили в
свои флаконы. Так называемым парижским духам покупатели отдавали явное
предпочтение… пока через неделю газеты официально не опубликовали
признание Брокара в намеренном обмане. Был огромный скандал — а
выручка Брокара снова взлетела вверх.
Для Большой всероссийской выставки 1882 года Брокары придумали фонтан
из одеколона — практически каждый посетитель если не искупался в нем,
то намочил одежду, налил в «свою тару» или просто подушился. Несколько
дней вся Москва благоухала этим одеколоном — и еще долгие годы, пока
его не перестали выпускать. Многие ли сегодняшние рекламные акции могут
похвастаться такой эффективностью?
Бесспорно, лучшая пиар-акция Брокаров — преподнесение подарка
августейшей особе. В 1873 г. Москву посетила дочь императора Александра
II великая княгиня Мария Александровна. На приеме в Кремлевском дворце
Брокар преподнес ей восковой букет: надушенные розы, ландыши, фиалки,
нарциссы создавали полную иллюзию живых цветов. В результате Брокар был
удостоен звания Поставщика Государыни Великой княгини Марии
Александровны, герцогини Эдинбургской. Еще не Поставщик Двора, но уже
близко к этому.