photo by: Victor Boyko for «Naked Heart Foundation»
Эвелина Хромченко
Ар-деко – один из самых сильных трендов сезона – никогда, в сущности, не выходил из моды. Нынешним летом, когда подиум удивительной машиной времени бросает нас во все десятилетия ХХ века попеременно, это видно особенно четко. Ар-деко, его двоюродные братья конструктивизм и баухаус, а впоследствии наследники по прямой поп-арт и футуризм 60-х и протестные настроения 80-х как будто связаны одной тонкой цепью Alhambra, запущенной Van Cleef&Arpels в 1968 году.
Четырехлистники Альгамбры – это популярный во времена ар-деко ориентализм, лепестки излишеств с которого общипала эпоха, упростившая роскошь до схемы, впрочем, схемы, выполненной из драгоценных материалов.
Термин «ар-деко» родился в 1925 в Париже одновременно с выставкой «Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes». Однако стиль ар-деко выкристализовался значительно раньше, после Первой мировой: маленькие женские головки с геометричными компактными прическами из коротких волос, бледные лица, smoky eyes, отсутствие груди и талии, длина, открывающая щиколотки, туфли, напоминающие танцевальные, бахрома, вышивка бисером, пайетками и жемчугом, контрастные геометрические и анималистские принты, цвета драгоценных камней, экзотические кожи…
Новые скорости нового века не позволяли больше разглядывать затейливые виньетки арт-нуво, и они был упрощены до геометрии. Излишние детали были попросту сокращены – как царствовавшие ранее династии, которые уступили место правлениям нового типа. Но от роскошного цвета, от орнамента мода отказаться не могла. До минимализма был целый век, однако модницам казалось, что они достигли необходимого минимума в эпоху между Первой и Второй мировыми войнами. Стричь волосы, быть худой, таинственной и противоречивой, например, узкобедрой хрупкой девочкой с темным опытом взрослой женщины в расширенных зрачках, иметь историю болезни…
Конец этому декадансу положила новая война, эпоха джаза сменилась эпохой маршей, и тем не менее ар-деко стал наиболее очевидным и самым цитируемым стилем ХХ века. В нынешнем сезоне за эти цитаты отвечают Фрида Джаннини для Gucci, Вероник Этро для Etro и Консуэлло Кастильоне для Marni.